Это интересно
Новости по теме
|
Интервью с далай-ламойДж. А. Как Вы считаете, на каком этапе находится эволюция человечества? Если бы Вам пришлось сравнивать всю человеческую расу с возрастом одного человека, то что бы вы сказали: мы - дети, отроки или зрелые люди? Д-л. В соответствии с основными текстами буддийских учений, этот мир оценивается по-разному: иногда лучше, иногда хуже. Если Вы имеете в виду период в один эон, то наша эра будет больше соответствовать детству, но при меньших временных интервалах - старости. Я поясню это. Согласно Абхидхармакоше, один великий эон состоит из восьмидесяти промежуточных эонов, которые образуют четыре группы по двадцать промежуточных эонов в каждой. Первые двадцать - зоны пустоты, пустота здесь - это отсутствие последней мировой системы, за ними следуют двадцать эонов формирующих новую мировую систему; затем двадцать эонов существования (пребывания) и, наконец, двадцать эонов разрушения такой мировой системы. В пределах двадцати (промежуточных) эонов существования, мы находимся в первом долгом периоде упадка. Когда этот период упадка заканчивается, на смену приходят 18 других периодов (промежуточных эонов) увеличения и уменьшения. Сейчас мы находимся в первом нисходящем периоде, когда средняя продолжительность жизни составляет примерно 100 лет. В рамках этого первого периода упадка, мы находимся уже очень далеко, что может соответствовать старости, но относительно двадцати эонов существования, мы только в самом начале. Дж. А. Этот панорамный обзор взят только из текстов? Д-л. Да. Дж. А. Это единственное доказательство, на которое можно ссылаться, говоря о пространстве и времени? Д-л. Я думаю, да. Вероятно только на тексты. Но забудьте обо всех этих эонах. Современной науке трудно сказать что-либо даже о ближайшей звезде. Весьма трудно. Дж. А. Где же эта звезда, какова она? Д-л. Какова ее реальная причина существования и т.д. Я говорю лишь об одной мировой системе, находящейся внутри миллиарда миров, что трактуется, как одна галактика. Дж. А. Хорошо, давайте тогда с самого начала. Какова точка зрения буддизма на происхождение вселенной? Д-л. Если говорить в терминах материи - это энергия. Б терминах населяющих ее существ - это сила, которая порождает их, то есть те накопленные ими предыдущие действия, которые стали причиной того или иного рождения. Дж. А. Будем говорить вначале о неживой материи. Что это за энергия, которая приводит к возникновению различных феноменов? Д-л. В терминах теории элементов, вначале появляется ветер. Его основа - пространство. Затем ветер движется, и в результате порождается тепло. Далее появляются элементы воды и земли. Если необходимо объяснить происхождение изначального ветра, то он, вероятно, появляется из периода пустоты предыдущей мировой системы. В любом случае, он бесконечен. Если вы говорите об одном мире в пределах мировой системы из миллиарда миров, то можете использовать термины начало и конец, но, говоря в общем, этого сделать нельзя. Дж. А. Но какова непосредственная причина появления вначале пространства, а затем - ветра или энергии, о которой Вы говорите? Д-л. Если вы говорите о внешних проявлениях, то, как я и сказал, - это период пустоты предыдущей мировой системы. Дж. А. Энергия спонтанно возникает из пустоты? Д-л. Это естественный процесс, не составленный из чего-либо, однако за всем этим стоит кармическая сила. Дж. А. А что такое "кармическая сила"? Д-л. Конечно, необходимо объяснить, что такое карма. Карма означает действие. Например, я сейчас говорю - и это вербальное действие. Я двигаю своими руками - и это физическое действие. Есть также и ментальные действия, в которых нет ни физических, ни вербальных проявлений. За счет всех этих действий возникают как немедленные, так и более отдаленные последствия. Из-за нашей беседы здесь создается определенная атмосфера - и это немедленный результат. Однако наша беседа формирует и потенцию или, другими словами, создает отпечаток в континууме ума. За счет этого отпечатка, в дальнейшем, намного позже, появятся хорошие, плохие или нейтральные последствия. Таким образом, имеется хорошая, плохая или нейтральная карма. Существует момент, когда действие прекращается, но его потенция остается в ментальном континууме. Состояние прекращения - это аффирмативный негатив: отсутствие, которое выдвигает взамен что-то реально существующее. Имеется потенция, которая есть не только прекращение действия, но и создание некоего определенного результата в будущем. Эти состояния прекращения способны регенерироваться момент за моментом до тех пор, пока не будет порождено соответствующее следствие. Когда появляются подходящие условия, тогда созревают и плоды. И нет никакой разницы, сколько пройдет времени: хоть миллиарды эонов. Если кто-либо не воспользуется средствами, направленными на ликвидацию этой потенциальной причины, такими как: раскаяние и намерение воздерживаться в будущем от дурных поступков, то она (эта причина) сохраняется. |