Это интересно
Новости по теме
|
Политика ВатиканаПрагматический подход к церковной политике позволяет Ватикану укреплять свои позиции в России. Первого декабря в Москве председатель папского совета "Справедливость и мир" кардинал Ренато Мартино представил русский перевод "Компендиума социального учения" католической церкви – социальную доктрину Ватикана. Сделано это было на самой престижной в России выставке интеллектуальной литературы "Non-fiction". Это уже второй за короткое время визит в Россию высокопоставленного представителя святого престола. Несколько недель назад в Москве побывал секретарь Ватикана по отношениям с государствами архиепископ Джованни Лайоло. Титул этот аналогичен министру иностранных дел, и кардинал нанес ответный визит своему российскому коллеге Сергею Лаврову, который побывал в Ватикане летом этого года. Вряд ли два католических иерарха, отвечающие за государственные и социальные дела, посетили нашу страну один за другим случайно. Это говорит о важных переменах в политике святого престола в России. Отношения Русской православной церкви и Ватикана находятся в патовом состоянии. Причины две: униаты на Украине и так называемый католический прозелитизм. Проблема униатов в последнее время еще более обострилась в связи с их решением перенести свою кафедру из Львова в Киев. В РПЦ это было истолковано как дальнейшая экспансия "криптокатоликов" на свою "каноническую территорию", которую Ватикан не пожелал остановить. По версии святого престола, он не вправе был сделать этого, поскольку униаты не католики. С прозелитизмом и того хуже. РПЦ обвиняет католическую церковь в том, что та переманивает у нее паству. Католики утверждают, что не могут запретить человеку свободно выбрать религию. Право это нельзя оспорить ни церковно, ни юридически (оно закреплено в международных соглашениях по правам человека) Отчаявшись договориться с РПЦ по этим и другим вопросам, святой престол поступил так, как и должен вести себя в подобной ситуации опытный дипломат: начал расширять круг партнеров по переговорам. Такая возможность у него есть. Ватикан не только центр мирового католицизма, но и самостоятельное государство. И у него большой опыт в социальной сфере. Поэтому в число приоритетных партнеров в России прежде всего попали государство и общество. Прибыв в Москву, архиепископ Лайоло сразу подчеркнул государственную составляющую своего визита. В первом же интервью он упомянул две конкретные вещи, о которых хотел бы поговорить с российскими властями: повышение статуса представительства Ватикана в Москве, которому давно уже пора стать посольством, и приглашение католиков в Общественную палату, куда их, как известно, не пригласили. Конечно, после министра Лаврова Лайоло встретился и с главой православной дипломатии митрополитом Кириллом, но встреча эта носила ритуальный характер и, как обычно, не дала весомых результатов. А вот прямая апелляция к российским властям, похоже, дала. Не прошло и недели, как главу российских католиков митрополита Тадеуша Кондрусевича пригласили в Кремль на прием, посвященный новому празднику – Дню народного единства. В последние годы он ни разу не удостаивался такой чести. И хотя злые языки шутили, что поляк-митрополит должен был просто представлять в Кремле тех, чье поражение обернулось единством русского народа, факт приглашения дорогого стоит. Задача кардинала Мартино была еще сложней, чем у его предшественника. Ему предстояло напрямую встретиться с российской общественностью и в выигрышном свете представить ей социальную доктрину католической церкви. Сделать это было нелегко хотя бы потому, что доктрина довольно консервативна и продвинутую публику на выставке "Non-fiction" должна была бы смутить. Однако кардинал дипломатично напирал на идею "общего блага" в "динамической и плюралистической перспективе", а также на принципы демократии, достоинство личности, экуменизм и экологию. Такой перечень уже сам по себе растопил самые окаменевшие интеллигентские сердца. Дальше – больше. Усиливая прямые контакты с российскими государством и обществом, Ватикан стал находить новых партнеров и в собственно религиозной сфере. В конце ноября в московской соборной мечети состоялась католическо-мусульманская конференция, посвященная 40-летию принятия на II Ватиканском соборе декларации, определившей отношения католиков с нехристианскими исповеданиями. На ней выступили председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин и митрополит Тадеуш Кондрусевич. Христиане и мусульмане могут и дальше расширять диалог, единодушно утверждали участники конференции, для этого у них есть все необходимые богословские предпосылки, найденные Ватиканом еще 40 лет назад. |